О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Об учебном плане
Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ «СОШ с.Шарой» Шаройского муниципального района
Начальное общее, основное общее образование
I. Нормативно-правовые основания формирования учебного плана.
Учебный план разработан на основе следующих документов:
Федеральный уровень
· Закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 г.;
· Приказ министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
· Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
· Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994;
· Информационное письмо «О внесении изменений в базисный учебный план» от 17.08.2011 г. № 01-01/5893
· СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Региональный уровень
Примерный учебный план для школ Чеченской Республики;
· Устав общеобразовательного учреждения;
· Образовательная программа.
·
II.Реализуемые образовательные программы.
С учетом вида образовательного учреждения в школе реализуются следующие образовательные программы:
- основная общеобразовательная программа начального общего образования;
- основная общеобразовательная программа основного общего образования;
- основная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования.
III. Целевые ориентиры формирования учебного плана.
Учебный план школы:
· обеспечивает реализацию государственного образовательного стандарта по всем ступеням образования;
· ориентирован на формирование у учащихся единой картины мира, нравственных основ личности;
· обеспечивает образование, адекватное природе учащегося, его интересам, потребностям, способностям;
· обеспечивает разнообразие обучающей среды, создающей условия реализации вариативности образования;
· обуславливает взаимосвязь и взаимодействие федерального, регионального, школьного компонентов содержания образования, корректирует роль и место каждого из них;
· основан на идее базового федерального компонента государственного стандарта.
· определяет количество часов на изучение учебных дисциплин.
·
Цель образовательной программы ОУ: реализация принципов государственной и региональной политики в сфере образования, гарантирующих получение в школе качественного образования, обеспечивающего социальную компетентность выпускника, его культурную зрелость и создание основы для осознанного выбора собственной образовательной траектории.
Цель основной общеобразовательной программы начального общего образования:
создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой.
Цель основной общеобразовательной программы основного общего образования:
создание условий для формирования у обучающихся способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, через изучение программ базового и повышенного уровней.
Цель основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования являются:
создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; получения качественного современного образования, в том числе повышенного уровня, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, ясно представлять себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Приоритетным направлением развития школы является реализация компетентностного подхода в обучении школьников, который предполагает четкую ориентацию на будущее, возможность построения своего дальнейшего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.
IV. Гигиенические требования к условиям обучения учащихся в ОУ.
Учебный план предусматривает соблюдение норм предельно допустимой нагрузки учащихся:
· Режим обучения в 1-х классах – пятидневная учебная неделя при 35-минутной продолжительности урока в первом полугодии и 40-минутной продолжительности урока во втором полугодии;
· Режим обучения во 2-4-х классах – шестидневная учебная неделя при 40-минутной продолжительности урока;
· Режим обучения в 5-11 классах - шестидневная учебная неделя при 40-минутной продолжительности урока
· Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели,2-4 классы - 34 учебные недели, 5-8 классы – 34 учебные недели, 9-11 классы – 34 учебные недели с учетом консультационных дней при подготовке к государственной (итоговой) аттестации.
· VI. Структура и содержание учебного плана
Учебный план школы состоит из федерального, регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
Начальное общее образование.
Начальное общее образование – первый уровень общего образования.
В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
· формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
· готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
· личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
· развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
· освоение универсальных учебных действий;
· охрана и укрепление физического психического здоровья детей;
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создавать условия для развития личности ребенка.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы:
· Русский язык
· Литературное чтение
· Иностранный язык
· Математика
· Окружающий мир
· Изобразительное искусство
· Музыка
· Технология
· Физическая культура
Интегрированный курс музыки и искусства – 1 час в неделю.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому и родному языкам, литературному чтению, английскому языку, математике, окружающему миру, основам религии и светской культуры и этики, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Примерные программы отдельных учебных предметов» примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения, обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части:
· чеченский язык в 1 классах – по 3 часа в неделю
· литературное чтение в 1 классе - 2 часа в неделю, во 2-4 классах – по 3 часа в неделю;
а также на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся:
· В 4-х классах в течение всего учебного года продолжается преподавание учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» в количестве 1-го часа в неделю за счет «Окружающего мира» (всего 34 часа).
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе – использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 2 урока в день по 35 минут, 4-й урок проводится в режиме прогулок, экскурсий; в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут; в январе-мае – по 4 урока в день по 40 минут) (СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189, зарегистрированнного в Минюсте России 03.03.2011г., рег. номер 19993),
во 2-4-х классах – 40 минут.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней, для учащихся 2-4 классов – 6 дней.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы в феврале (третья неделя месяца проводятся дополнительные каникулы длительностью в одну неделю).
Нагрузка обучающихся соответствует предельно допустимой нагрузке школьников, не допускает ее превышения.
1-3-ых классах обучаются в соответствии с ФГОС.
Основное общее образование- второй уровень общего образования.
В IX классе часы компонента общеобразовательного учреждения отводятся на углубление предметов «Чеченский язык» и «Русский язык» по 1 часу.
Учебный план составлен для 5-ых классов на основе Примерного учебного плана основного общего образования для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но ряду с ним изучается один из языков наров России ФГОС ООО (III вариант).
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть обеспечивает реализацию обязательного федерального компонента государственного образовательного стандарта, включает в себя перечень учебных предметов (курсов, дисциплин, в том числе интегрированных) и минимальное количество часов на их изучение: русский язык (5ч.), литература (3ч.), иностранный язык (англ.) (3ч.), математика (5ч.), история (2ч.), обществознание (1ч.), география (1ч.), основы духовно-нравственной культуры народов России (0,5ч.), биология (1ч.), искусство (1ч), технология (1ч). В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010г. ИК 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры», методических рекомендаций «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ» обязательная часть учебного плана для 5-х классов представлена 3 часами физической культуры .
5-ых классах обучаются в соответствии с ФГОС.
О календарно-учебном графике
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Годовой календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Шарой» на 2024-2025 учебный год является одним из основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
Нормативную базу Годового календарного учебного графика образовательного учреждения составляют:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29. 12. 2012 г. № 273)
• Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02, пункт 2.9.1.
• Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» (в редакции № 42 от 11. 08. 2014г, пункты 3.10, 3.12, 3.13)
• Лицензия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, регистрационный номер 1092034002026
• Решение Педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ сШарой» (протокол № 01 от 28.08.2022 г.)
Годовой календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности учащихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
1. Начало учебного года - 01.09.2024г.
Окончание учебного года - 31.05.2025г.
2. Начало учебных занятий - 09:00ч;
3. Сменность учебных занятий:
1 смена - 1-9 классы;
Классы |
Количество классов- комплектов |
9 |
1 |
10 |
0 |
11 |
0 |
Итого: |
1 |
Классы |
Количество классов- комплектов |
1 |
2 |
1-2 |
1 |
2 |
1 |
3-4 |
2
|
4 |
1 |
|
|
4. Количество классов-комплектов в каждой параллели:
Классы |
Количество классов- комплектов |
5 |
1 |
5-6 |
2 |
6 |
1 |
7 |
1
|
8 |
2 |
9 |
1 |
5. Режим работы: 1 классы - 5-дневная учебная неделя,
2-9 классы - 5-дневная учебная неделя.
6. Продолжительность урока:
1 класс (1-2 четверть) - 35 мин., (3-4 четверть) - 40 мин.
2-11 классы - 40 мин.
7. Продолжительность учебного года:
1-е классы - 33 учебные недели;
9, классы - 34 учебные небелы; 2-4, 5-10 — учебных недель
8. Продолжительность учебных четвертей:
9. 1 -е классы
Дополнительные каникулы для обучающихся 1 классов:
15.02 -24.02.2025г (7 дней)
10 Промежуточная аттестация для обучающихся 2-8 классов - последние 2 недели учебного года.
11 Государственная (итоговая) аттестация обучающихся 9 класса
проводится соответственно срокам, установленным Министерством
образования и науки Российской Федерации на 2024-2025 учебный год.
МБОУ «СОШ с.Шарой» в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
1. В первых классах организовывать облегченный учебный день в середине учебной недели, проводить не более 4-х уроков в день, обучение проводить без домашних заданий и балльного оценивания знаний учащихся.
2. В 1-4 классах с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках русского языка (письма), чтения и математики проводить физкультминутки и гимнастику глаз.
3. Классные часы проводятся классным руководителем один раз в неделю, продолжительностью не менее 30 минут, классные часы не являются уроками
4. Промежуточная аттестация учащихся проводится по четвертям в 2-9 классах.
5. Начало проведения элективных, факультативных, индивидуально-групповых занятий, работу кружков, секций - не ранее, чем через 45 минут после окончания последнего урока.
О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа
Аннотации к рабочим программам
Численность обучающихся
В организации | В каждой параллели | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов | Всего | 43 | 3 | 7 | 4 | 3 | 6 | 5 | 8 | 3 | 4 | 0 | 0 |
Свободно | 182 | 22 | 18 | 21 | 22 | 19 | 20 | 17 | 22 | 21 | 0 | 0 | |
За счет средств физического и (или) юридического лица | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Всего | Всего | 43 | 3 | 7 | 4 | 3 | 6 | 5 | 8 | 3 | 4 | 0 | 0 |
Свободно | 182 | 22 | 18 | 21 | 22 | 19 | 20 | 17 | 22 | 21 | 0 | 0 |